Веган-wiki от ecoveggie.ru, открытая веган-вики

Берег левый, берег правый или путешествие в Будапешт

Статья написана мною для журнала ARTEK

Многие города строились около реки, что логично и исторически совершенно обосновано, но не многие образовались путем слияния двух городов, стоящих вдоль реки. Речь идет о старинных и совершенно разных Буде и Пеште, которые, объединившись, стали столицей великой Венгрии.

 

 

 

Буда

Считается, что на правом берегу Дуная проходит вся основная жизнь Будапешта. Именно здесь простирается центральная улица Ваци и сконцентрированы главные туристические тропы, магазины, отели. Главный город Венгрии красив во всех своих проявлениях. За каждым углом вас буквально ждет то один, то другой архитектурный шедевр. Не будем вдаваться в подробности, которые вы с легкостью найдете в интернете или в любом путеводителе, обратим внимание на особенности города. Большинство улиц представлены в совершенно разных архитектурных стилях. С удивительной скоростью сменяют друг друга Сан-Франциско, Рим, Вена и даже Токио — именно такие ассоциации возникали в моей голове, когда я бегала по улицам и площадям города с фотоаппаратом. Обилие тематических ресторанов не просто не оставит вас голодным, но и даст вдоволь насладиться всемирным разнообразием блюд. Даже мне, убежденной веганке, которой путь во многие рестораны закрыт, распахнул свои двери добрый десяток веганских ресторанов.

О велосипедах

Будапешт — город, находящийся целиком и полностью во власти велотранспорта. Нескончаемые связки спортивных, семейных, с прицепами, всех цветов и размеров велосипедов движутся вдоль Дуная, смело потеснив зевак-туристов. Иногда кажется, что весь город состоит из велосипедов, ведь даже на перекрестках в подавляющем большинстве ждут заветного зеленого цвета именно велосипедисты. Они стартуют как по сигналу и усыпают собой весь город. Бизнесмены в галстуках и строгих костюмах, молодые девушки в мини-юбках, дети и старики — все сплелись в некоем спортивно-экологическом экстазе, следуя прямо-таки сложившемуся обычаю города. Парковочные места для железных коней всюду: у супермаркетов, у почты и просто посередине пешей зоны, порой даже в воздухе. Сразу не поймешь: то ли это обозначение велопарковки, то ли современный памятник знаменитому транспортному средству.

Пешт

Рыбацкий бастион и несколько других замков расположились именно на этом берегу. Отсюда открывается совершенно сказочный вид на Венгерский Парламент — здание, чью мощь и непревзойденность можно оценить, лишь лицезрев его лично. С этой точки видны все мосты, соединяющие два берега Будапешта, и гигантские пароходы, привозящие все новых и новых туристов. Весь секрет в том, что основные исторические ценности страны находятся прямо на горах, и здесь, с высоты птичьего полета, просто возникает необходимость восхищаться. Вдали — границы города с почти девственными горами, окруженными легкой дымкой тумана. Здесь же раскинулись и знаменитые Венгерские лазни. Пешт совсем не похож на Буду. Архитектурно берег значительно уступает своему конкуренту, но зато это просто сказочное место для творчества. Художники, уткнув нос в свои творения, сидят и сосредоточенно малюют. Позвольте себе заблудиться в улочках Пешта, и вы окунетесь в невероятную атмосферу старины. Прекрасные, зачастую разрушенные дома, усыпанные цветами, с балконами, заваленными великами и барахлом, много зелени и одноместные скамейки. Общая панорама двух берегов отличается масштабностью, и это придает городу особый шарм. В Пеште звонят колокола, почти из каждого ресторана доносятся звуки классической музыки, улочки рассекают крохотные автобусы, а молодежь крутит йо- йо и занимается паркуром. Словом, забыть обо всем на свете и просто парить.

 

Самолетом, поездом, автомобилем

Транспорт в Будапеште — отдельная тема. С этим, друзья мои, признаюсь честно, у венгров большие проблемы. Городская транспортная сеть представлена трамваями, троллейбусами, автобусами и метро. Все они, кроме десятка новых трамваев, являются пережитками давно ушедших дней. Под землей, скрипя колесами и издавая дикий скрежет, ходят советские составы, при этом их внешнее состояние в разы хуже, чем на постсоветском пространстве. Проезд стоит 320 форинтов за одну поездку без пересадок, что приближается к стоимости проезда в Праге. В вагонах не слышно не только музыки в наушниках, но и собеседника, который при этом будет кричать что есть мочи. Далее особого внимания заслуживают, безусловно, троллейбусы. Не поверите, но это бывшие Икарусы, которые вдоволь покатались в странах бывшего СССР и даже там сняты с эксплуатации, но чудом технической мысли переделанные в рогатый вид транспорта в Венгрии. Вид у них жалкий, ход — громкий. Автобусы, однако, не лучше, ну разве что гармошка не провисает до дороги. Зато они ржавые. Единственная надежда транспортного Будапешта — это трамваи. Старые, скрипучие и несколько не доглеженные, однако стилизованные под общий дух города. Двоечка имеет изумительный маршрут, охватывающий всю историческую часть города. Сэкономит вам некоторые средства. Между прочим, путь из Чехии в столицу Венгрии обойдется дешево. Подешевели билеты у знаменитого желтого оператора, упали в цене и авиабилеты, появилась возможность регулярных скидок. Если вы обладатель айсика(International Student Identity Card) или других выгод, то дорога получится весьма бюджетной. Да и проживание в городе совсем недорогое.


Остров

Помимо всего прочего, Будапешт имеет еще и семь островов, каждый из которых, по сути, живет своей жизнью маленькой будапештской провинции. Поговорим о самом легкодоступном — Маргите. Длина всего острова составляет два с половиной километра. На нем курсируют отдельные автобусные маршруты и плещутся фонтаны, но главное — там люди занимаются спортом. Да-да! Светло-бордовые беговые дорожки протянуты по периметру Маргита, где нескончаемой змейкой бегают обитатели венгерской столицы.



Красные сушеные перчики

Они везде и повсюду. А особенно их много на центральном рынке. Все дело в том, что именно в Будапеште впервые был выращен этот превосходный овощ. За десятки лет во всем мире так и не смогли вырастить красный перец такого же прекрасного качества, как в Венгрии. Эту страну даже негласно называют «страной красного перца». Будапешт — единственная в Европе столица-курорт. И это еще один повод посетить волшебный город. Если вы суеверны, то вам наверняка стоит погладить принцессу, расположившуюся на берегу Буда. Говорят, она исполняет желания. Обязательно постойте на каждом мосте города. Только там вы познаете всю мощь Дуная, но остерегайтесь велосипедистов. Еще очень советую посетить Площадь Героев. Не люблю писать о «скучных» достопримечательностях, но в Будапеште они, правда, заслуживают особой похвалы. Лучше всего добираться до нее пешком: вам откроются прекрасные виды непарадного города: по дороге встретится известный музей терроризма, а сама площадь очарует и влюбит в себя навсегда. За ней — прекрасный парк, по красоте и уюту мало что может с ним конкурировать. Там же можно совершить романтическую прогулку на лодке и посетить Музей современного искусства, хотя мне, например, и посещать его не пришлось: экспонаты сами представились моему взору. Все дело в том, что молодые венгерские творцы сделали экспозицию перед музеем, прямо на воде.


Вместо эпилога

Признаюсь честно, Будапешт никогда не был в списке направлений, о которых я мечтала. Единственное, что меня привлекало, — здание Парламента. Поехала туда исключительно в погоне за новыми ощущениями и привлекательными ценами. И то, и другое получила в избытке. Но это город, который вряд ли способен кого-то оставить равнодушным.

Комментарии:

Яндекс.Метрика